Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.

История Покрова Божией Матери

14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.

Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются,
апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в русской литературе
Вот как о празднике Покрова говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне»:

«Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит: «Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим ангелом – Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров – омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся».

А я – увижу! Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видел, дадено ему было видеть и нам возвестить – в старинном то граде было, – чтобы не устрашились люди, а жили – радовались.

– Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».

Размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова отца Сергия Булгакова:

«…Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века.
И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет.
Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении.
Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали.
Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей?
Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».

Упоминается Покров и в творчестве Ф.М.Достоевского.  Модель мира Петра Верховенского в романе «Бесы» – это антипод христианской модели. Этот герой утверждает, что падение старого мира «к началу будущего мая начнется, а к Покрову все кончится» (10, 289). Видимо, выбор этого христианского праздника неслучаен. Россия считалась уделом Пресвятой Богородицы. Вместе с Православием Русь от Византии переняла веру в заступничество Пресвятой Богородицы. Петр Верховенский объявляет войну православному миру: над иконой Божией Матери церкви Рождества Богородицы, как подсчитала Л. И. Сараскина, «наши» глумятся 27 сентября. Кощунство происходит сразу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю), а «праздник гувернанток» и пожар Заречья — перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю). Для православного человека эти праздники связаны с идеей заступничества Божией Матери за Русскую землю: именно в день Рождества Богородицы святой Димитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.

В романе «Братья Карамазовы» движение Мити Карамазова в ночь убийства и его отца во время «приключения» с Лизаветой Смердящей происходит по одному маршруту: от Соборной площади в западную часть города через мост. Почему же в одном случае движение героя приводит его к падению, а в другом – преступления не происходит? На соборной площади Старой Руссы, прототипа Скотопригоньевска в романе, находится Воскресенский собор, который до 1403 года был храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь хранилась главная святыня города – чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Старорусская». Дмитрий Карамазов объясняет то, что с ним произошло в ночь преступления, как чудо: «…Слезы ли чьи, мать ли моя умолила Бога, дух ли светлый облобызал меня в то мгновение – не знаю, но черт был побежден».

Празднику Покрова  и храмам в честь Покрова Пресвятой Богородицы посвящены многочисленные стихотворные произведения, например «Зодчие» Д. Кедрина, «Храм Покрова» Б. Чичибабина, «Покров Пресвятой Богородицы» Н. Кельша, «Покров» И. Рутенина и другие.

По материалам: www.pravmir.ru 

Back to top button