Взаимодействие с казачествомВидеозаписиИнтервью

Интервью иерея Марка Кравченко порталу «Российское казачество»

Должен ли духовник казачьего войска быть казаком? Как бойцу подготовиться к отправке на фронт? Почему Церковь всегда поддерживала военных, а для победы и даже для врага лучше, чтобы в нашей армии было больше воцерковленных военнослужащих? Ответы на все эти вопросы в интервью порталу «Российское казачество» дал духовник войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» иерей Марк Кравченко.
Ниже также доступна текстовая версия интервью.

 

Казаки и вера

Казачество было сильно именно тем стоянием в вере, которое отличало нормальных казаков от казаков-разбойников. Как только казаки переставали быть носителями веры Христовой, они становились христопродавцами, изменниками, как их иной раз называли, предателями и так далее.

Поэтому такие факты как раз и расставляют все точки над «i», так как вера определяет наше мировоззрение, сознание, отношение к жизни.

Есть еще поговорка «кровь казачья — вера православная». Человек без крови существовать не может. Если человек в силу ранения утратил много крови, он умирает. И вот когда в казачестве, да и вообще в целом в народе нашем, вера становится слабой, тогда возникает большая-большая проблема.

Мы в общем-то понимаем и осознаем, что человек жив до тех пор, пока он жив духовно. Как только души в теле не станет, и тело умирает. Так и с верой нашей, которая определяет всю нашу жизнь земную и готовит нас к жизни небесной. Поэтому есть такие замечательные слова Святых Отцов, которые призывают нас к тому, чтобы мы были достойными гражданами Отечества земного, чтобы через это стать достойными гражданами Отечества Небесного. И этот призыв относится в том числе и к казакам.

Патриотизм казаков как ответственность за будущее

А если серьезно рассматривать жизнь казачества, казачьей семьи, и самого казака лично, то на самом деле все очень серьезно, и, более того, как сказано в Священном Писании, кому больше дано, с того больше спросится.

Поэтому мы понимаем, что с обычного рядового гражданина спрос меньше, чем с верующего казака, который себя как-то обозначил, а если еще и взял на себя подвиг служения Отечеству и проходит службу где-то с оружием в руках, защищая Отечество наше, то с него спрос еще больше. Это та мера духовного возрастания, которая определяет наше отношение и к Богу, и к людям.

Патриотизм мы как можем рассматривать? И любовь казаков к своей Родине? Это просто-напросто ответственность за будущее нашей страны. У кого-то этой ответственности нет вообще, а у кого-то она наиболее сильно выражена. Вот в казачьей среде дела обстоят лучше, чем, скажем, в целом по стране. Как, знаете, с общей температурой по больнице, так и здесь.

Мы можем сказать, что в среде тех, кто исповедует веру православную, тех, кто помнит свои традиции, обычаи своего народа, тех, кто защищает свое Отечество, эта вера и ответственность за будущее наиболее сильна. Поэтому, дай Бог всем тем, кто исповедует веру православную, кто именует себя казаком, всегда об этом помнить и никогда не забывать.

В чем особенность деятельности духовника казаков?

Если рассматривать в целом, духовное окормление ничем не отличается. Но нюансы свои, конечно, есть. Потому что, допустим, в обычных воинских подразделениях собраны людей и разной веры, разного мировоззрения, и вот эта разница в вере иной раз является очень решающим фактором.

С казачьими обществами, где приходится нести свое служение окормляющим священнослужителям, будь то воинская часть или подразделение, дело обстоит попроще, потому что там находятся люди, которые изначально исповедуют Православие. Когда ты разговариваешь с ними на одном языке, то настрой совсем другой. Им уже многие азы и какие-то понятия православной веры объяснять не надо.

С другой стороны, у казаков есть иной раз такая черта, как своеволие, они любят поспорить, что-то им надо доказать-объяснить. Но я это, скорее, на уровне детской бравады воспринимаю.

А в целом мне очень нравится пример. Не буду называть имя ныне здравствующего атамана, с которым я беседовал, потому что все его знают. Этот человек имел боевой опыт в прошлом и много сделал для защиты Отечества, не в одной горячей точке побывал. И вот когда мы с ним беседовали, я ему рассказывал, как надо жить дальше, чтобы стать более хорошим христианином. Он меня послушал и сказал: «Знаешь, отец Марк, мне легче за веру умереть, чем вот это все исполнить». И я тогда рассмеялся, но впоследствии еще больше осознал правдивость этих слов.

Почему Церковь всегда поддерживала воинов?

Если не будет государство защищать своих граждан там, где им требуется помощь, то, значит, горе правителю такого государства.

Мы можем вспомнить, как разбойники расплодились во времена князя Владимира, который, приняв крещение, жалел всяких убийц, разбойников, пока к нему священноначалие не обратилось, чтобы он начал вновь исполнять свои государственные обязанности.

Поэтому зло должно быть иной раз истреблено. И мы видим, как Господь об этом говорит в Ветхом и Новом Заветах — либо Он напрямую говорит об этом людям, либо апостолы, ученики, учителя Церкви об этом говорят. Исходя из этого мы, собственно, имеем такую церковную формулу — своих личных врагов мы должны любить (а под личными врагами зачастую подразумеваются наши близкие, через которых на нас иной раз как-либо воздействует дьявол, для того чтобы как-то нас поссорить), врагов Церкви ненавидеть, а врагов Отечества уничтожать.

Мы с вами можем вспомнить замечательных наших полководцев: Федора Ушакова или Александр Суворова. Солдат, которые побеждали не числом, а умением, молились, исповедовались, причащались, готовились к смерти, смерть их не брала, и при этом над противником они никогда не глумились, не убивали пленных, не издевались над ними. А сейчас мы видим, что люди говорят, что они якобы христиане, но при этом позволяют себе те вещи, которые ни перед Богом, ни перед людьми оправдать невозможно.

Почему воины должны быть верующими?

Чем больше будет воцерковленных людей на фронте, чем крепче у них будет вера, тем лучше будет для общей победы и в том числе даже для врага. Потому что, скажем так, в таком жутком положении, в котором мы сейчас находимся, когда приходится воевать с теми людьми, которые забыли свое родство, которые идут против веры, против могил своих предков, против даже собственного языка, против собственной истории, то конечно, с этими людьми легче разговаривать тем воинам, которые знают историю Церкви, знают наших общих святых, знают нашу историю Отечества.

Поэтому, когда мы приезжаем к казакам, кроме совершения священнодействий, мы еще в какой-то мере выполняем роль, которая, быть может, нам не должна быть свойственна, но, тем не менее, иногда нас сравнивают с комиссарами. Потому что у тех командиров, которые с батюшками меньше сталкивались, у них другой аналогии нет. Но, вспоминая политработников Великой Отечественной войны, мы понимаем, что для них это доходчиво, и они видят, что взгляды и мировоззрение воинов меняются.

Какие задачи у священников в зоне проведения СВО?

Задач таких очень много, и одна из главных задач, это, конечно же духовное окормление. И здесь мы сталкиваемся в первую очередь с тем, что люди, оказавшись в зоне боевых действий, оказываются на таких весах судьбы, когда их взвешивает Господь.

И человек, если он вдруг оказался некрещеным, или если он давно не исповедовался и не причащался, он ощущает в таком окормлении острую необходимость. И здесь участие священнослужителей жизненно необходимо, потому что люди, которые идут умирать за Отечество, должны остаться в живых в первую очередь у Бога в жизни вечной. И конечно же, мы всегда молимся, чтобы и физически они остались в живых.

А неверующих на войне нет. Есть множество случаев, когда люди до первого обстрела хвалились, что они атеисты или же какой-то другой веры, а когда попадали в серьезнейшую ситуацию, то становились глубоко верующими. Потому что видели, что выжить можно только благодаря помощи Божьей, благодаря молитве истинному Богу, которого мы исповедуем. И я знаю множество язычников, неоязычников, которые в бою стали верующими, потому что поняли, что никакие их идолы им не помогут, никакая фальшь в войну не работает, а вот правда всегда остается правдой и истина остается истиной.

И человек может в спокойной ситуации говорить нам все, что угодно, а в минуту опасности, столкнувшись со смертью, начинает говорить и думать совсем по-другому, у него сразу же появляются другие ценности, все становится на свои места, и он вспоминает о Боге. А если о Боге ему некому рассказать, у него случается личная трагедия. И хорошо, если есть друзья или еще лучше, когда священник рядом окажется. Но такое не всегда бывает. Поэтому мы всех стараемся благословлять, говорить и напоминать об этом.

Какие таинства проводит священник в зоне СВО?

В первую очередь, духовно окормляя бойцов, священнослужитель предлагает им вместе помолиться. Может быть, даже совершить, если есть такая возможность, Божественную Литургию и причаститься, но это чаще бывает в тех местах, где казаки и воины проходят подготовку.

Там, где такой возможности нет, священнослужители привозят запасные Святые Дары для причастия непосредственно уже на позициях. Они исповедуют, причащают бойцов, духовно их поддерживают, говорят им слова назидания и утешения, призывают их к тому, чтобы не было страха.

Нашим главным страхом должен быть страх совершить какой-либо грех, оскорбить Бога, нарушить заповеди Божии, а вот соблюдение заповедей Божьих должно делать нас бесстрашными. И конечно, когда мы об этом говорим бойцам, им становится легче на душе. Потому что очень многие люди, которые не подготовились к уходу на войну и не сделали все должное дома – не исповедовались, не причастились, не пособоровались, увидя священнослужителя где-то ближе к передовой или даже на самой передовой, конечно, этому очень рады, и у них совсем другое отношение, с ними легче разговаривать, чем, например, в тылу. Слово священника здесь впитывается как губка. Мы со своей стороны привозим молитвословы, духовную литературу, пояса «Живый в помощи», для того чтобы у человека осталась духовная поддержка в виде этих предметов, которые остаются с ними, напоминают об уже уехавших в какую-то другую часть или вернувшихся к себе батюшках. И воодушевление, которое им дается, для того чтобы они защищали правое дело и воевали именно так, соблюдая заповеди Божии, дает должные плоды.

Должен ли духовник казачьего войска быть казаком?

Знаете, бывает так, что иногда священнослужители, которые духовно окормляют казачьи общества, узнают о своих корнях, связанных с казачеством, только после того, как их назначат на это послушание. Связано это, конечно, с прошедшими в прошлом веке жуткими гонениями на веру и на казачество как носителей веры православной, и поэтому очень многие наши предки просто стеснялись и боялись даже рассказать о своей родословной.

Бог милостив, и мы в общем-то должны осознавать тот факт, что даже если у священнослужителей нет казачьих корней, казаки для них такие же прихожане, как и все остальные. И более того, они более активные и для церкви они являются большими помощниками.

Источник: портал «Российское казачество»

Related Articles

Back to top button