Доклад иерея Димитрия Сафонова «Н. Н. Лисовой как защитник традиционных ценностей России»
Клирик нашего храма иерей Димитрий Сафонов в режиме видеоконференцсвязи выступил на круглом столе «Традиционная культура и конфликт мировоззрений в современном мире», который прошел в Общественной Палате.
25 сентября 2023 года в Общественной Палате состоялся круглый стол «Традиционная культура и конфликт мировоззрений в современном мире».
Организаторами круглого стола выступили Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, Российская ассоциация защиты религиозной свободы, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Проведение круглого стола было направлено на обсуждение роли традиционных ценностей в современном мире и выявление наиболее актуальных механизмов и направлений для разрешения имеющихся проблем. Участниками форума стали члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, члены Российской ассоциации религиозной свободы, представители федеральных органов государственной власти, общественных организаций, научного сообщества. Модератором мероприятия выступил президент Российской ассоциации религиозной свободы (РАРС) С. А. Мельников.
Отец Димитрий, который является членом Совета РАРС и членом Совета Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), посвятил свой доклад теме: «Н. Н. Лисовой как защитник традиционных ценностей России». Он напомнил, что Николай Николаевич был заместителем председателя ИППО, и что духовное завещание Н. Н. Лисового выражено в программе «Парсуна» (ведущий — Владимира Легойда), которая вышла осенью 2018 года.
Он подчеркнул, что хотя Николай Лисовой умер почти 5 лет назад, его наработки сегодня очень важны для отстаивания традиционных ценностей, выстраивания на их основе идеологии в нашей стране. В 1990-е годы, начале 2000-х годов он был «гласом вопиющего в пустыне», практически в одиночку отстаивал традиционные ценности в своих публикациях и интервью, предложив законченную идеологическую концепцию.
Особое внимание уделял весьма актуальной, злободневной теме: главная проблема, которая несет угрозу национальной безопасности России, ее существованию — это духовное состояние общества. Его очень беспокоило, что под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности шла явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, привлекательным и современным. Он был очень обеспокоен, что в средствах же массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам. Он говорил, что огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия».
Отец Дмитрий подчеркнул, что главным вектором творчества Николая Николаевича было «противостояние энтропии, то есть вырождению и расползанию, мира и человека в бесформенный и безыдейный студень, утрате волевого контроля над словом и духом».
Докладчик процитировал слова, сказанные ему Н. Лисовым в интервью в 2006 году: «Любая знаковая система, этому семиотика учит, имеет тенденцию вырождаться и расползаться. Любой знак имеет подлую тенденцию отрываться от своего значения. Ему просто хочется оторваться, как тинейджеру, которому просто хочется оторваться от всего того, что его связывает с родителями, со школой, с общепринятыми правилами. Любой знак и любая знаковая система как этот глупый тинейджер. Она хочет оторваться и перестать значить то, что она значила вчера. И если нет этого жесткого семиотического, духовного контроля, все гибнет: пирамиды заносит песком, индийские города зарастают джунглями, империи гибнут и солнце гаснет. Это закон энтропии, это закон мирового „прогресса“. И есть только одна сила, которая этому энтропийному вырождению вселенной противостоит — это духовное усилие человека».
Отец Димитрий привлек внимание к программе Н. Лисового в цикле изучения России как цивилизации (Империя-Церковь-культура): цикл из 60 программ на канале «Радость моя» 2012-2013 гг.
Отец Димитрий представил видение Н. Лисовым концепции, выраженной старцем Филофеем в начале XVI в. «Москва – Третий Рим, а четвертому — не быть»: «Он имел в виду, что за нами — конец истории. Вот о чем идет речь, вот о чем Данилевский, вот почему, кроме, может быть, Леонтьева и некоторых других мыслителей XIX — нач. XX в. никто его не понимал. Империя — это не претензия, это бремя. Рим пал под этим бременем, Византия пала („второй Рим“) в 1453 г. под этим бременем. Может быть, и мы „пали“ или падем окончательно под этим бременем, к этому бремени и призвано человечество в своей истории, а противостоит этому время и энтропийность всех на земле, даже и политических, процессов. Время и энтропия голосуют за американизацию, унификацию и глобализм. А мы, славянский культурно-исторический тип, православный и имперский, по-прежнему, как при Филофее, как при Данилевском и Тютчеве, противостоим этому надвигающемуся „термостатному раю“, мы по-прежнему — последний окоп, за нами никого».
Докладчик процитировал слова Н. Лисового 2004 года из интервью изданию «Российская Федерация сегодня»: «На протяжении 1000-летнего существования Российского государства его сопровождает русофобия, суть которой боязнь и ненависть к нашей стране. Это отмечается еще с эпохи Ольги и Аскольда. Английские источники XII века называют русских варварами, коварными, жестокими, злобными, не заслуживающими доверия ни в чем. Откуда? Древние англичане еще не соприкасались с Русью. Это чувство — константа в отношении к нам. Положение не изменится ни при Иване Грозном, ни при Петре I, сколько бы он ни разъезжал по Европе и ни натягивал европейский камзол на Россию… Элита общества очень ревниво прислушивалась к оценкам из-за рубежа, принимала их близко к сердцу, усваивала и использовала для внутреннего употребления».
Иерей Димитрий подчеркнул, что Н. Лисовой предложил законченную концепцию Российской цивилизации по «модели ореха»: скорлупа — Империя, ядро — Церковь. Лисовой утверждал: «Стены Кремля высоки и толсты, но за ними — соборы. Церковь в такой модели — внутренний государственнообразующий элемент. И именно это „вызывает ненависть западного мира“».
В заключение иерей Димитрий призвал использовать наработки Н. Н. Лисового при создании новых учебных курсов в образовательных учреждениях и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».