Значение Казанской иконы Божией Матери для судеб Отечества

Сегодня мы светло празднуем память иконы Божией Матери Казанской. Обретение чудотворной Казанской иконы произошло в 1579 году. Незадолго до этого, в 1551 году произошло покорение Казани войсками царя Ивана Грозного. Город еще только строился, когда произошел пожар, давший повод для злорадства врагам Руси. И то место, где обретение произошло, находилось вне стен ханской Казани, но недалеко от Казанского кремля. Здесь девочка Матрена Онучина обрела в земле икону по указанию самой Пресвятой Богородицы. Первым молебен перед ней отслужил иеромонах Ермоген, будущий священномученик, Патриарх Московский и всея Руси. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской церкви во имя святителя Николая. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии он перенес новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам впоследствии составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах[1]. Переложение Сказания на русский язык составил в 1912 году протопресвитер Успенского собора Кремля Николай Александрович Любимов[2].
Икона сама по себе была очень необычной, такая иконографическая композиция, которая была для России вообще не характерна, и даже царь Иван Грозный очень удивился, согласно источникам, тому иконописному лику, который он увидел, потому что никогда на Руси таких иконописных изображений не знали. Образ по типу близкий к Одигитрии, но совсем небольшой. Воспринято нашими предками явление иконы было как благословение продвижению России на Восток, встреч солнца, до самого Тихого океана и Аляски. Ситкинская икона Божией Матери, написанная в XVIII веке, до сих пор находится в кафедральном соборе святого Архангела Михаила в Ситке, Аляска.
Но пройдет, неисповедимыми путями Божиими 33 года после обретения образа и в 1612 года Казанская икона должна будет помочь отразить нашествие иноплеменников с Запада, станет знамением освобождения России от польских интервентов. Напомню, что с начала XVII века Россия переживала Смутное время, когда процветала полная анархия, у власти находились лжецари – Лжедмитрии, потом польские оккупанты захватили Кремль, и только в 1611 году, появилось ополчение во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.
И это ополчение имело при себе список явленной Казанской иконы, который получил название Московская Казанская икона Божией Матери. Этот список был принесен к Москве 22 июля 1611 г. и поставлен в каменной церкви Благовещения в с. Воронцове (ныне ул. Воронцово Поле). В связи с тяжелой обстановкой под Москвой она пробыла здесь до начала зимы 1612 г., после чего с казанским протопопом ее отправили в Ярославль, где она была взята в полки формировавшегося ополчения кн. Пожарского.
22 октября (4-го ноября по новому стилю) 1612-го года была освобожден не Кремль (историки это хорошо знают), а был освобожден только лишь Китай-город. Тогда Китайгородская стена полностью существовала, сейчас только частично мы можем ее увидеть в Москве. После тяжелой битвы под Москвой, закончившейся победой ополченцев, 22 октября 1612 года они начали штурм Китай-города, удерживаемого поляками, захватили Круглую башню, находящуюся между Ильинскими и Никольскими ворота и ворвались в крепость. Поляки отступили в Кремль и вскоре сдались.
В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на Красной площади, где произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери — Казанской и Владимирской, вынесенной из Фроловских (позднее Спасских) ворот Кремля архиепископом Арсением Элассонским[3]. Накануне взятия Китай-города владыка Арсений, грек по происхождению, во время нахождения в Кремле сподобился видения прп. Сергия Радонежского, который поведал ему, что «предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость».[4] В подтверждение этих слов он получил исцеление от тяжкого недуга и даже смог сообщить о своем видении и исцелении ополченкам.
Встреча икон на Лобном месте была очень торжественным и важным событием, потому что для русских людей это было знамением окончания Смуты, окончания оккупации России, окончания интервенции.
Ровно 400 лет назад 22 октября (4 ноября) 1625 года был освящен патриархом Филаретом деревянный собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади, построенный для Московского списка Казанской иконы на средства Дмитрия Пожарского, однако, через пять лет он сгорел и на его месте был построен каменный храм, закрытый в 1930 году и разобранный в 1936 году сазу после реставрации, проведенной Петром Барановским. В 1993 году храм был восстановлен и заново освящен. В 1918 г. Московская Казанская икона в драгоценном окладе была украдена из этого храма и пропала[5], как и явленная икона в Казани.
А на месте явления иконы в Казани был основан по велению Ивана Васильевича Грозного Богородицкий монастырь. Был построен храм, который в конце XVIII века по ветхости был разобран, и на его месте началось строительство нового Казанского храма и Казанского Богородицкого монастыря, тогда женского, сейчас это мужской монастырь. Казань Екатерина II во время посещения Казань пожертвовала свою бриллиантовую диадему для оклада Казанской иконы.
Строительство Казанского храма завершилось в 1808-м году, и там находилась икона. В юбилейный 1879 год – 300 лет тогда праздновали обретения иконы – Казань посетил государь Александр II с наследником Александром Александровичем, будущим Александром III, и с великим князем Владимиром Александровичем. Они получили в дар от игуменьи Анфии, которая возглавляла женскую обитель почитаемый список иконы Божьей Матери Казанской. Петр Первый считал Казанскую икону покровительницей им созданного «града Петра», Петербурга, и не случайно Казанский собор в Петербурге, построенный к 1811 году, стал кафедральным. В 1709 году перед Полтавской битвой молебен служился перед Каплуновской Казанской иконой.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 г. Казанская икона, почитавшаяся уже как общерусская святыня, как поется в акафисте «Заступница усердная рода христианского», была похищена из Казанского девичьего монастыря бандой 28-летнего Варфоломея Стояна. Злоумышленники охотились не за самим образом, а их интересовал оклад, там было колоссальное количество драгоценных камней – бриллиантов, рубинов и прочих драгоценных камней на огромную сумму. Сама же икона, очевидно, была сожжена в печи.
Грозные события предстояли России, их предзнаменованием стало уничтожение явленной Казанской иконы. Через месяц после этой трагедии японцы осадили и позже взяли Порт-Артур, через полгода случилась трагедия у Зимнего дворца, менее чем через год русский флот был разбит в Цусимском сражении. Как сказал поэт:
Раскинулась необозримо
Уже кровавая заря,
Грозя Артуром и Цусимой,
Грозя девятым января. (А. Блок)
По просьбе вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, которая в феврале 1905 года потеряла мужа ве.кн. Сергия Александровича, убитого такими же злодеями как Стоян, в Шлиссельбургской крепости похитителя допрашивал ее сотрудник кн. Алексей Александрович Ширинский-Шихматов, надеясь узнать судьбу иконы. Елизавета Федоровна в 1910-1913 годах устраивает подземный храм Рождества Пресвятой Богородицы, стены которого были обретен уже в наше время. Когда производились раскопки, они начались еще в начале XXI-го века, были обретены остатки вот этого нового подземного храма, который был устроен только попечением великой княгини Елизавет Федоровны. Сейчас частица ее мощей тоже находится в этом подземном храме, который расположен под восстановленным храмом Казанской иконы, который Святейший Патриарх освятил в июле 2023 года.
В этом храме помещен один из самых чтимых списков Казанской иконы, который после революции попал на Запад, прошел множество рук, потом был куплен Ватиканом и находился в личных покоях папы Иоанна Павла II, был передан нашей Церкви по просьбе патриарха Алексия II в 2002 году.
Патриарх Тихон, 100-летие со дня преставления которого наша Церковь отмечает в этом году, очень почитал Казанский образ. Он совершал богослужения на Казанскую Казанском храме на Красной площади, в храме Казанской иконы Божией Матери в Сущеве и других храмах. В 1924 году в ночь на празднование Казанской иконы, снова с Патриархом Тихоном случился очередной обморок на фоне сердечной недостаточности, в результате которого он потерял сознание, сердце святителя уже не выдерживало гонений и преследований, был отменен выезд на Литургию[6].
Уже в XVIII веке начали распространяться списки иконы. В Казани есть замечательный музей – музей Казанской иконы Божьей Матери, там хранится несколько сотен вариантов списков иконы как исторических, так и в наше время созданных. Помимо собственно явленной Казанской иконы Церковь внесла в свой календарь 15 ее местночтимых списков: Богородско-Уфимская, Витебская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Табынская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская.
Самая почитаемая ныне в Москве Казанская икона является сохранившимся списком Московской Казанской, украденной в 1918 году. В победном 1945 году, 80 лет назад, икона была возвращена в Богоявленский Елоховский собор после реставрации и помещена в иконостасе главного алтаря собора[7].
Тринадцать храмов московских Казанской иконы были уничтожены в годы безбожной власти. Только три сохранились с дореволюционных времен (не считая часовен): Казанский храм в Рождественском монастыре на Рождественке, и два храма в селах, не входивших черту Москвы в первой половине XX века: Казанский храм в Коломенском, и Казанский храм в Узком. Ныне в Москве построены новые храмы в честь Казанской иконы. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе как Казанская. Благодатным осенением расположились почитаемые списки иконы Казанской Богородицы по всему лицу России, образуя небесный покров, Ее неустанным ходатайством ниспосланный Господом нашему Отечеству!
Автор: Иерей Димитрий Сафонов, 3 ноября 2025 года.
[1] К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена / Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912),
[2] Творения святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России : С прил. чина поставления в патриарха / Изд. Церк. комис. по чествованию юбил. событий 1612, 1613 и 1812 г. — Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. — VI, 110 с., 2 л. ил. / Повесть и чудеса Пречистой Богородицы, честного и славного Ее явления образа, иже в Казани. 1-34 с.
[3] Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 29, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. С. 197-200.
[4] Цит. по: Лисовой Н.Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы. Ред. Т. Соколова. М.,ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 173.
[5] Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 179.
[6] Сафонов Димитрий, иерей. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время; ИД Познание, 2019.
[7] Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 179.




