Иерей Димитрий СафоновНовости храмаПроповеди

Слово иерея Димитрия Сафонова в 40-й день со дня кончины прот. Димитрия Арзуманова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы прочитали те же слова, что читались во всех православных храмах 57 лет назад, 20 ноября 1963 г., в день, когда родился почивший настоятель нашего храма отец Димитрий.

Наши благочестивые предки особое значение придавали тому, что читается в храме в день рождения и в день кончины – тоже рождения, но только в жизнь вечную. Древние нередко их путали, называли день смерти “днем рождения” к новой жизни. Итак, мы слышали слова из второй главы Евангелия от Луки:

«Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц».

Этими словами Христос учит нас доверять Богу. Таким доверием обладал о. Димитрий. В условиях безденежья и множества бытовых проблем, особенно в период прихода в наш храм, рождались его дети, а их родилось 9 человек. Такой верой в то, что Господь нас не оставляет была наполнена его жизнь, этому он учил нас.

Далее Господь в Евангелии говорит: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».

Отец Димитрий Арзуманов.

Отец Димитрий всей своей жизнью исповедовал Христа, даже внешний вид его даже в гражданской одежде позволял безошибочно определить в нем священника, хотя священническую одежду он почти никогда не снимал, проповедуя Христа не только внешним видом, но и всей своей жизнью.

В конце читавшегося отрывка мы слышали: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить».

О. Димитрий обладал даром слова, иногда даже без подготовки проповедовал ясно и глубоко, так, что доходило до каждого сердца, умел на исповеди и в беседе кратким и мудрым словом вразумить, утешить, наставить.  Не думал он заранее, что говорить и перед властями, от которых зависел в деле строительства храма и удовлетворения нужд прихода. Господь давал ему слово и оно звучало убедительно.

…”Все, что меня не убивает, делает меня более сильным”, – сказал философ. Его жизнь была наполнена скорбями, телесными немощами и множеством проблем, но он, преодолевая их, становился более сильным и твердым в вере.

Царские Врата и Престол в храме Сретения Господня.

Он был красив красотою русского священника. И чтил красоту… Видел в ней живое проявление Божьего присутствия в мире… Любил красивые церковные одежды и великолепие храмов – отражение величия, созданного Господом мира. В храме Сретения Господня, который он построил, им продумана и из множества вариантов выбрана, буквально выстрадана, каждая деталь, каждый элемент убранства. Выпускник консерватории, любящий и прекрасно знающий музыку, он приглашал в наш храм лучших регентов и певцов, не допускал никакую фальш в хоровом исполнении.

Переживал он и за нашу страну. Болью за будущее России проникнуты его слова в многочисленных интервью агентству Regnum в 2000- е годы.  В 2008 году на вопрос корреспондента  проводимой соответствующими ведомствами политике в отношении русской культуры и образования он ответил: «Живое человеческое общение вытесняется машинным. Мертвое вытесняет живое. Из культуры уходит духовность. И этот процесс истощения только нарастает. В конце концов, исчезнет и сама культура».

Каждый из нас помнит его любвеобильное сердце, добрые слова и чувство успокоения и душевного мира после исповеди у него или просто общения с ним. Господь дал ему много даров, но и требовал с него много. Авторитенейший московский священник прот. Владислав Свешников любил и ценил почившего батюшку, считал его своим духовником.

Он изучал историческую литургику, знал практические литургические аспекты  и учил нас, своих учеников богослужению, изучал литургическое наследие свт. Афанасия (Сахарова) «Литургическое наследие священноисповедника епископа Ковровского Афанасия (Сахарова)» – так называлась незаконченная кандидатская диссертация, которую писал батюшка, не успев закончить из-за множества послушаний. С 2003 по 2005 год он являлся преподавателем кафедры литургики Свято-Тихоновского университета.

«Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце, и да потекут реки воды живой от сердца моего, во славу Божию и во спасение людей Божиих» – так писал в «Моей жизни во Христе» – св. прав. Иоанн Кронштадтский, в храм во имя которого почти 20 лет назад, в 2001 году был определен Святейшим Патриархом Алексием II наш незабвенный батюшка. Эти слова можно применить и к самому о. Димитрию.

Отец Димитрий Арзуманов в храме Св.пр.Иоанна Кронштадтского в Жулебино.

 Почивший отец Димитрий Промыслом Божиим ставший в 2006 году настоятелем храма в честь «кронштадтского батюшки» сам стал  «жулебинским батюшкой», единственным из всех наших отцов, которого так называли. Жители Жулебина, как некогда жители Кронштадта знали, что их батюшка всегда поможет и духовно, а если нужно, и материально.  «У меня своих денег нет, – говорил он. – Мне жертвуют, и я жертвую» –  этим принципом св. Иоанна руководствовался почивший пастырь. Особое попечение имел о. Димитрий, как некогда св. прав. Иоанн, о страдающих недугом алкоголизма, слабых и несчастных людях, подверженных недугу винопития. Трудами о. Димитрия был устроен храм в наркологической больнице, а сколько людей исцелились от этого недуга благодаря духовным советам и молитвам о. Димитрия знает только Господь.

Получив священный сан в Тверской епархии и будучи определен к служению в 1993 году в город Кашин, полюбил отец Димитрий всем сердцем св. кн. Анну Кашинскую, в день памяти которой, 15 октября, он был погребен, что для нас является знаком того, что и святая Анна любит и опекает нашего батюшку. Как некогда св. Анна погребла своего сына, показав пример доверия Богу, так и наш о. Димитрий без ропота и с верой в благой Промысел похоронил юного старшего из девяти детей сына, рядом с которым и он недавно упокоился. Он возродил множество храмов в Кашине, создал много общин, духовно воспитал множество кашинских детей, среди которых и моя матушка, стоящая в храме. В этом городе его до сих пор любят и помнят.

Армянская община нашего прихода передает в дар нашему храму икону святителя Григория Великого, просветителя Армении.

Были у него и армянские корни, не случайно он умер в день просветителя Великой Армении свт. Григория, которого глубоко чтил. Его трудами множество московских армян в нашем приходе приняли Святое Православие.

Он любил Иеруслаим – «источник благодатных энергий», «силовых линий», пронизывающих и определяющих различные сферы духовности, творчества, культуры» (Н.Н. Лисовой), при малейшей возможности стремился туда, где ощущал особую близость Господа, Которого ныне он обрел.

В Евангелии от Луки, которое читалось в день его кончины, 12 октября (Лк, 4. 37-44) говорится: «Когда же настал день, Он, вышедши из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, пришедши к Нему, удерживал Его, чтобы Он не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен царствие Божие; ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских». Как я говорил в начале, Евангелие в день кончины очень важно для суждения о посмертной участи души.

Мы тоже не хотим, чтобы о. Димитрий уходил от нас, как бы удерживаем его, как народ некогда удерживал Христа, но должны понимать, что то, на что он был послан, он выполнил, а теперь призван в иные города и веси, в Град Небесный.

Будем  верить, что Всеблагой Господь призвал его в тот момент, когда Ему было нужно, чтобы наш дорогой отец Димитрий, всю жизнь без отдыха трудившийся ради Церкви и ближних, смог, наконец, обрести блаженный покой. Он знал, что умрет не старым, что не увидит во всем великолепии храм Сретения Господня, готовился к смерти, часто говорил о ней.  

Отец Димитрий Арзуманов и отец Димитрий Сафонов в алтаре храма Сретения Господня.

Смерть каждого человека, не только священника, воспринимается (так по смыслу слова) как “сумереть”, сумерки, в которых теряется продолжение пути. А путь – он остается. И продолжается. Сегодня, в 40-й день, по учению Церкви душа его получает место в вечности, где будет до Второго пришествия и Страшного Суда. Верим, а вера есть «уверенность в вещах невидимых» по слову ап. Павла, т.е. мы выражаем уверенность, что место, куда его душа восходит сегодня, это место в обителях Авраамовых, где сияет Нетварный Свет Божий.

С его уходом меньше стало в мире Истинного Пастыря, меньше достоинства и благородства, меньше Русского Православного Человека… . Каждый из нас осиротел с его уходом, и я, потеряв духовного отца, у которого окормлялся более 20 лет, и все мы.

Он был для нас истинно «пастырем добрым», подлинным отцом и Наставником, сполна свершившим свой церковный и человеческий долг, земной и духовный подвиг.

Аминь.

Related Articles

Back to top button