Н. Н. ЛисовойСтатьи

Правда Вознесения. Лисовой Н. Н.

Сегодня Православная Церковь празднует Вознесение Господне.
Предлагаем вниманию читателей сайта очерк о празднике, принадлежащий перу православного богослова и писателя Николая Николаевича Лисового (1946-2019)
 
 
Лисовой Н.Н.
 «Правда Вознесения».
 

«Всех привлеку к Себе»

«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», — рассказывает Евангелист Лука. Вот и все. Может показаться, не слишком ли кратко?
Даже о Воскресении — тайне из тайн — сказано в Писании больше и конкретнее: Иоанн видел, Петр и Магдалина видели, Фома неверующий вложил персты в раны его…
Но, незапечатленное — по таинственному, неземному характеру своему — в текстах, Вознесение Господне оставило непосредственный след в зримых памятниках Святой Земли. Есть Елеон, гора над Иерусалимом, есть камень на самой вершине горы, на который ступил возносящийся Спаситель. Есть место, где стояла скромно поодаль Богородица в окружении жен-мироносиц.
От Луки знаем, что было это на 40-й день, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 не раз нам встречалось уже в Писании и в церковных праздниках. В сороковой день по Рождеству — Сретение (Встреча), в сороковой день по Пасхе — Вознесение (Прощание).
Но прощание ли? «Когда вознесусь, всех привлеку к Себе», — обещал Христос.
Знаем, что было время, когда Бог человеком не был. Но отныне уже не будет (и не может быть) времени, когда снова «не будет» и человеком. Теперь, не переставая быть Богом, всегда и навсегда человек. И «бесплотным» уже не будет. Не переставая быть духом, будет всегда и «плоть».
Корни уходят в небо. И дальнейшая история, что бы и с кем бы из нас ни приключилось, неудержимо влечется ввысь. Растут маслины на Елеоне (восемь, неохватных, в Гефсиманском саду помнят еще шелест Его шагов), растет Церковь, восполняя число мучеников и исповедников. «Стенает» тварь (весь космос, по апостолу Павлу), чая откровения «сынов Божиих» (нас с вами). Сгущаются в красоте и мерзости своей история и время, ожидая, когда «будет Бог все во всем», когда вернется на землю вознесшийся тем единственным майским утром Спаситель — для Второго Пришествия  и Страшного Суда.
Так в чем же смысл и правда Вознесения? Оно не только ставит точку в завершившемся подвиге земной жизни Христа, но и, как указательный знак, задает направление всем нам, искупленным Крестной Жертвой: возноситесь!
А в удостоверение немощным в знании и  вере Господь оставил нам свой след на камне, на горе Елеонской.

Лицом к России

Церкви Палестины все почти являются функционально своеобразными религиозно-архитектурными «футлярами», призванными защитить и сохранить для будущих поколений то или иное из святых мест. В большинстве случаев это камни. Весь Иерусалим, вся библейская история — в святых камнях, своеобразный священный палеолит. Мечеть Омара (по-арабски «Купол над скалой») воздвигнута над камнем, на котором Авраам готов был принести в жертву своего сына Исаака. Храм Гроба Господня — над скалистым «теменем» Голгофы, над «Камнем миропомазания» (на котором жены-мироносицы помазали миром тело Спасителя перед погребением) и над самим высеченным в скале Святым Гробом. Часовня Вознесения — над камнем, сохранившим отпечаток стопы Вознесшегося Христа.
Еще императрица Елена, мать равноапостольного Константина, воздвигла, согласно источникам, на Масличной горе базилику дивной красоты (ее так и называли «Елеона»). От нее остались теперь лишь базы огромных колонн. Сама же небольшая часовня Вознесения была затем обновлена и перестроена крестоносцами (на Елеон был их первый крестный ход, еще во время осады Иерусалима, за неделю до взятия города).
Этот храм крестоносцев видел и посетил в 1106 году наш игумен Даниил, первым из русских совершивший паломничество в Палестину.
«Место Вознесения Господня, — писал он в своем “Хождении”, — находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку (от Иерусалима), и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место обнесено стенами, сделан как бы двор каменный круглый. А посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым верхом тем непокрытым, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги владыки нашего Господа. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане».
Впоследствии турки построили здесь мечеть. А все расходы на нее были возложены на христиан — за право служить во дворе часовни Вознесения, оказавшемся двором их мечети, по большим праздникам. Так ведется доныне.
Часовня на месте Вознесения сохранилась в том виде, как видел ее Даниил. Она небольших размеров, изнутри круглая, а снаружи — восьмерик на восьмерике, с коринфскими небольшими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях. Отличие от той, открытой в небо, часовни, что построили крестоносцы, представляет надстроенный купол типичной мусульманской формы, только, конечно, без полумесяца вверху.
Напротив двери (вход с запада) видим на полу ограненный прямоугольной мраморной рамкой камень естественной скалы, с ясно отпечатавшимся на нем в то памятное утро следом левой человеческой стопы. По ее направлению можно судить, что Спаситель, в момент Вознесения, стоял лицом к северу.
Благословлял православную Россию, как говорят русские паломники. Их тут всегда много. В сотне метров находится Русский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне, основанный в 1886 году архимандритом Антонином (Капустиным). В соборном храме обители похоронен и сам Антонин, замечательный подвижник Русской Церкви и русской науки, тридцать лет возглавлявший Русскую Духовную миссию в Иерусалиме. Рядом с храмом — «Русская Свеча», как ее здесь называют, самая высокая колокольня в Святой Земле. С нее, от шпиля, видно почти все так, как видел, возносясь, Спаситель.

Рожденные на Вознесение

В русской истории есть свои знаменательные даты, осененные знаком Вознесения. И среди московских церквей есть несколько, освященных в честь Вознесения Господня.
Самые известные — Вознесение в Коломенском, построенное в 1530 году — в честь рождения у государя сына и наследника, будущего Иоанна Грозного, храмы Большого и Малого (т.е меньшего по размеру) Вознесения на Большой Никитской.
Мы расскажем кратко лишь об одном из них — о Большом Вознесении.
В праздник Вознесения, 26 мая 1799 г., родился Пушкин. «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности, — подчеркивает биограф поэта П. В.Анненков. — Важнейшие события в его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днем Вознесения».
18 февраля 1831 года Александр Сергеевич венчался с Натальей Николаевной Гончаровой. Венчался в храме Большого Вознесения — т.е. вновь под знаком своего любимого праздника.
За сто лет до его рождения Большая Никитская называлась Царицыной улицей — по находившемуся неподалеку дворцу царицы Натальи Кирилловны, матери Петра Великого. Она-то в 1685-1689 гг. и построила напротив своего двора каменную церковь Большого Вознесения.
В середине XVIII в. в числе прихожан храма была подполковница Дарья Васильевна Потемкина, мать светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. Григорий Александрович мечтал перестроить церковь Большого Вознесения и превратить ее в собор Преображенского полка, шефом которого он состоял. К проектированию был привлечен знаменитый В. И. Баженов. Но фундамент церкви оказался недостаточно крепким, и тогда было решено строить новый храм рядом, для чего Потемкин отдал свой двор по соседству со старой церковью.
Но в 1791 г. светлейший умер, так и не начав строительства. Его наследники поручили в 1798 г. проектирование новой церкви М. Ф. Казакову, но строительство опять затянулось и было закончено лишь в 1845 г. архитектором А. Г. Григорьевым.
В сохранившихся чертежах проектов храма за разные годы есть, кроме А. Г. Григорьева, подписи других известных московских зодчих — академика М. Ф. Шестакова и А. С. Козловского. Иконостасы проектировал в 1840-х годах М. Д. Быковский. Историки московской архитектуры по праву называют храм «лучшим памятником церковного зодчества той эпохи — строгим и изящным по своим чистым формам, переходным от классицизма к утонченному ампиру».
Петр Паламарчук в фундаментальном справочнике о московских храмах «Сорок сороков» приводил впечатляющую летопись знаменательных событий, связывающих Большое Вознесение с историей русской литературы и культуры. 18 февраля 1831 г. в одном из приделов храма, как мы уже сказали, венчался А. С. Пушкин. В 1920 г. здесь венчалась дочь Ф. И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостол, сотрясал стены. Здесь совершил свою последнюю службу 5 апреля 1925 г., за два дня до смерти, Святейший Патриарх Тихон. А в марте 1928 г. здесь отпевали первую народную артистку республики М. Н. Ермолову.
В тридцатые годы храм не миновал общей участи русских святынь и был надолго закрыт. Лишь 23 сентября 1990 г. возвращенный храм освятил Патриарх Алексий II.
И традиция возобновилась: в храме опять провожают в последний путь — на вознесение, к престолу Всевышнего Судии — лучших деятелей русской литературы. В 1995 г. отпевали писателя-историка П. Г. Паламарчука, в 2001-м — поэта и публициста Татьяну Глушкову, в 2003-м — поэта Юрия Кузнецова.
Ведь поэты, образно говоря, всегда приходят в мир на вознесение — для вознесения, возвышения своего народа, национального имени и духа.

Печатается по: Лисовой Н.Н. Правда Вознесения // Московская перспектива. 30 мая 2006 г. № 20. С. 4.

Related Articles

Back to top button