26 января — 40 дней со дня преставления ко Господу монахини Алексии
Сегодня, 26 января, исполняется 40 дней со дня смерти монахини Алексии, неустанной молитвенницы и прихожанки храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино. Матушка прожила долгую и насыщенную жизнь, отойдя ко Господу в возрасте 87 лет.
Монахиня Алексия (в миру — Валентина Андреевна Панова) родилась 28 апреля 1933 года в селе Инжавино Тамбовской области. Родители ее были крестьянами и носили фамилию Федуловы: отец, Андрей Семенович, работал на мельнице, а мать, Прасковья Константиновна, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. . Деток у нее было пять, но двое из них умерли в раннем детстве. Валентина была самой младшей.
Мама будущей монахини Алексии была очень верующим человеком. Она часто ездила в Тихвино-Богородицкий женский монастырь г. Кирсанова и подолгу жила там. Этот монастырь, основанный Марфой Тамбовской (местночтимая святая), был одним из самых крупных монастырей Черноземья. До революции в нем подвизалось около 450 сестер, в числе которых была тетя Прасковьи Константиновны, монахиня Татиана. Валентина и ее старшие брат и сестра также воспитывались в православной вере по примеру матери. Андрей Семенович в 1942 году ушел на фронт, а в 1943 году погиб под Сталинградом. Тяжело пришлось Прасковье Константиновне с тремя детьми. Время было сложное: она не имела официальной работы, но зато умела вышивать, шить, стегать одеяла. Она обстирывала соседей, пускала на ночевку людей, приезжавших в райцентр на рынок и по делам. А те, в свою очередь, отдавали ей продукты, вещи — так и росли трое детей. Никогда в семье никто не унывал, несмотря на все трудности. Прасковья Константиновна замуж больше не вышла: до конца своих дней она преданно любила своего мужа, прививая эту любовь и детям.
Школьные годы Валентины Пановой проходили как у всех, она была и октябренком и пионером. После школы, в начале 50-х годов Валентина приехала учиться в Москву, где жила ее тетя. Она мечтала стать врачом и подала документы в медицинский институт, но не прошла по конкурсу, зато сразу поступила в пушно-меховой институт, который впоследствии успешно закончила. На последнем курсе институт был расформирован, и ее факультет был прикреплен к ветеринарной академии им. Скрябина. После окончания обучения по распределению Валентина попала в один из московских НИИ, затем работала в министерстве заготовок, в торгово-промышленной палате. Везде будущая монахиня Алексия работала хорошо. Активная, сообразительная, ответственная, она была выбрана председателем местного комитета профсоюзов, неоднократно ей вручали грамоты и благодарности. В 1959 году Валентина вышла замуж за своего одноклассника, который тоже приехал учиться в Москву. Они удивительным образом столкнулись в московском метро. Через год после свадьбы родилась дочь Елена. Через два года родился мальчик, который умер в роддоме города Невинномысска, куда она на последних сроках беременности поехала в командировку. Матушка всю жизнь молилась и скорбела об отошедшем ко Господу младенце. В 1974 году, по сложившимся обстоятельствам, Валентина с супругом разошлись. В начале 80 годов к Валентине приехала жить из Тамбова ее мама. Они обосновались в подмосковных Люберцах. С этого момента, пожалуй, заканчивается жизнь хорошего, доброго человека Валентины Пановой, и начинается восхождение ко Господу будущей монахини Алексии.
Хотя матушкиной маме – Прасковье Константиновне – на тот момент было более 80 лет, она сразу же начала ездить в Свято-Троицкий Люберецкий храм на улице 8 марта, а с ней и будущая монахиня Алексия. Именно там она познакомилась со старостой храма, которая была в тайном постриге и была духовной дочерью отца Тихона Агрикова. Впоследствии она стала игумений монастыря, куда поступила матушка Алексия. Матушка стала активной прихожанкой люберецкого храма, несла множество послушаний. С особой любовью она ухаживала за двумя парализованными людьми — семейной парой. После смерти мамы в 1996(4) году Валентина Панова приняла постриг с именем Алексия, в честь Алексия Человека Божия. Когда староста люберецкого храма – мать Любовь — стала игуменьей, матушка Алексия уехала к ней в Свято-Покровский женский монастырь в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области. Но вскоре вернулась обратно в Москву исполнять послушание по сбору средств для монастыря, поскольку он находился крайне в плачевном состоянии. С момента основания храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского монахиня Алексия сделалась его прихожанкой.
Все православные люди района Жулебино знали матушку в лицо. Много лет, в любую погоду, напротив центрального входа в храм ставила она свой деревянный ящичек для пожертвований, а иногда – раскладную скамеечку рядом. Стоит ящичек – значит, матушка в храме, на службе, молится. Или вот она, стоит возле, со всеми здоровается, найдет для каждого ласковое слово, утешит, помолится. Почти у каждого прихожанина есть в памяти личная история, связанная с монахиней Алексией.
Отпевали матушку 19 декабря 2020 года, в день памяти великого святителя Николая Чудотворца. А упокоилась монахиня Алексия в монастырских стенах Свято-Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области.