Великомученик и целитель Пантелеимон
Тропарь, глас 3: Стpастоте́pпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да пpегpеше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак, глас 5: Подража́тель сый Ми́лостиваго/, и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:// спаси́ ны, Го́споди.
В конце III века в городе Никомедия на берегу Мраморного моря в семье знатного гражданина Евстрогия и его жены Еввулы родился мальчик. Назвали его Панталеоном — «подобный льву». Отец мечтал сделать сына мужественным и храбрым, оттого и дал ему такое имя. Но мальчик проявлял совсем иные склонности — мягкий и спокойный, он больше годился для мирного и созидательного дела, чем для военной или политической карьеры. Мальчик был особо чуток к боли других, обладал трепетной натурой и имел отзывчивое сердце.
Отец Панталеона был язычником, а мать — тайной христианкой. Евстрогий жену любил и не противился ее религиозным взглядам, но сам принимать христианство не хотел. Воспитанием сына первые годы занималась Еввула, которая и посеяла в его сердце семя слова Божьего. Евангельские заповеди нашли в кротком мальчике живой отклик, и под влиянием матери ребенок стал еще более чутким и отзывчивым. За свое доброе сердце мальчик получил свое второе имя — Пантелеимон, что означает «всемилостивый».
Но Еввула прожила недолго — еще даже не будучи подростком, Пантелеимон стал сиротой. Его воспитанием занялся отец, который сразу стал прививать ребенку языческие взгляды. Вскоре мальчик начал забывать христианство, но его характер не изменился — тот же пытливый ум, то же доброе сердце, та же отзывчивая душа. И отец решил отдать юношу в медицинскую школу, под руководство виднейшего доктора Евфросина.
В школе молодой врач нажил немало врагов, поскольку все завидовали его способностям. Пантелеимон был первым учеником и прекрасно знал не только теорию, но и имел необычайную профессиональную «хватку». Учитель доверял ему самых сложных больных, и юноша справлялся с задачей. Злые языки пускали различные слухи, но не могли ничего сделать против Пантелеимона — он обладал безупречной репутацией, уважением среди пациентов и благосклонностью своего учителя. При этом молодой врач не гордился собой, и чаще всего даже не брал платы за лечение. К нему шли толпы, и это вызывало еще большую ненависть коллег.
Но юношу мучило сомнение. Язычество казалось ему мертвым. Он искал подлинный смысл жизни. Ему надоели интриги, гонки за славой и деньгами. Размышляя об этом однажды, он шел по улице. Вдруг, его окликнул старик, сидевший на пороге дома. Старик был священником Ермолаем, который с немногочисленной группой христиан скрывался от преследования. Ермолай увидел внутренние терзания юноши и решил поговорить с ним. Они долго беседовали, и с каждым словом старого священника Пантелеимону становилось ясно, что истина, которую он так ищет, — в христианстве. Но крещение принимать он еще не решался. На помощь был послан случай.
Как-то, после очередного разговора с Ермолаем, Пантелеимон увидел на улице мертвого мальчика, которого укусила змея. Труп лежал у ног врача, а змея извивалась рядом. И тут Пантелеимон вскрикнул: «Господи, если Ты хочешь, чтобы я стал христианином, пусть мальчик оживет, а змея подохнет!». После его слов змея погибла, а малыш поднялся, словно он просто спал. Это чудо окончательно утвердило Пантелеимона в его выборе, и он принял Крещение.
Сначала об этом никто не знал. Но один раз к юному врачу на прием привели слепого. Несчастный потратил огромные деньги, но ни один доктор ему не помог. Пантелеимон понимал, что этого пациента не вылечить обычными методами, и тогда помолился Богу и провел рукой по глазам больного. Слепец стал зрячим. После этого чуда в христианство обратился и отец Пантелеимона Евстрогий. А исцеленного человека вскоре встретили на улице врачи. С этого времени они стали еще больше завидовать таланту святого, ведь он отнимал у них всех клиентов. Узнав от слепца, что Пантелеимон — христианин, нечистые на руку коллеги придумали, как избавиться от конкуренции.
Никомедия, где жил Пантелеимон, была восточной столицей империи, здесь находилась резиденция императора. В это время христиан убивали — императоры считали их врагами народа, нарушителями традиций и изменниками. Обвинение человека в том, что он христианин, автоматически подписывало смертный приговор. Но была и возможность спастись — многим последователям Христа предлагали отречься от своих убеждений. Отречение предложили и Пантелеимону. Император лично знал талантливого врача и хотел сделать его своим доктором. Поэтому убивать Пантелеимона правителю было жалко. Следствие стало настаивать на отречении, но святой был непреклонен, и даже пытки не сломили его веру. В конце концов, после долгих допросов и зверских мучений, Пантелеимона обезглавили. Случилось это в 305 году. Частицы его святых мощей находятся во многих местах христианского мира, а голова хранится на Афоне. В народе зафиксировано множество случаев исцеления по молитвам этого святого врача.
Пантелеимон — небесный покровитель медиков. Его профессионализм в сочетании с верой в Бога давал блестящие результаты. Его жизнь — яркий пример того, как доктор может служить своему пациенту.
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне
С именем святого великомученика и целителя Пантелеимона связано одно уникальное место – русский монастырь, который находится вне России, на Святой Горе Афон. По своему духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.
Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.
После того как в обители стало увеличиваться число насельников, ее перенесли в другое место – на место древнего монастыря «Фессалоникийца». Главный храм нового монастыря был посвящен святому Пантелеимону, а населяли его греческие и русские иноки. Со временем он пришел в запустение, и именно сюда был перенесен Успенский монастырь. Сохранился акт Освященного Собора Святой Горы Афон от 1169 года, в котором говорится о передаче игумену Успенского монастыря с братией монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона («Фессалоникийца») в вечное пользование. С этого времени монастырь стали еще называть Нагорным Русиком.
С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.
В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.
После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».
В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.
Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.
В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.
Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.
Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.
К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.
К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.
На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.
По материалам журнала «Фома»