Молитва Ефрема Сирина
Молитва Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва Ефрема Сирина на русском
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.
Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены грехи, которые нам мешают каяться, и добродетели, которые в этом помогают.
Грехи
Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.
Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.
Любоначалие – это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.
Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.
Добродетели
Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.
Смиренномудрие – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит – гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.
Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.
Дух любви: любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.
Кто и когда читает молитву Ефрема Сирина?
Молитву Ефрема Сирина начинают читать во вторник и четверг (вечера) Сырной седмицы – подготовительной недели перед Великим постом. Пост уже частично начался, мы не едим мяса, а в среду и пятницу не служат Литургию. Далее молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется.
Последний раз молитва Ефрема Сирина читается утром в Страстную среду.
Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник, а не диакон или чтец. Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.
Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».
По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.
Зачем столько поклонов?
После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.
Кто такой Ефрем Сирин?
Ефрем Сирин родился в начале IV века, предположительно в 303 году. Он был современником святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, но в отличие от них писал не на греческом, а на сирийском языке, поэтому и называют его «сирин», то есть «сириец». Тогда сирийский язык использовался на территории всей Месопотамии. А еще этот язык был близок к арамейскому, на котором говорил Христос.
Кем были родители святого Ефрема точно не известно. Сирийское житие говорит, что его отец был языческим жрецом, но его собственные произведения позволяют предполагать, что он родился в христианской семье.
Святой Ефрем большую часть жизни провел на окраине Римской империи. Низибия, где он родился, – современный Нусайбин в Турции – была когда-то персидским городом. Она стала частью Римской империи незадолго до рождения святого Ефрема, на протяжении его жизни неоднократно осаждалась персами, а в 363-м была отдана им обратно. После чего христиане ушли из города в крепость Амида, а святой Ефрем перебрался в Эдессу, где и окончил свои дни спустя 10 лет.
Преподобный был одним из главных духовных поэтов своего времени. Его знали так, как мы сейчас знаем Пушкина. У него было множество подражателей – как при жизни, так и после, и порой бывает трудно определить, что было написано самим преподобным, а что – его последователями. Ученые находят отголоски поэзии Ефрема Сирина даже в некоторых сурах Корана.
Преподобный Ефрем Сирин и Александр Сергеевич Пушкин
В 1836 году один петербургский прихожанин дал переложение этой глубокой и проникновенной молитвы в александрийских стихах, отличающихся большой смысловой точностью (для наглядности, выделены в его известном стихотворении курсивом).
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Вы уже догадались, что «таинственный прихожанин», внимающий словам великой молитвы, — Александр Сергеевич Пушкин. Нам представляется в высшей степени примечательным, что эти строки были написаны им летом, 22 июля 1836 года, спустя почти четыре месяца по окончании Великого поста (Пасха в тот год приходилась на 29 марта). Это значит, что давно отзвучавшая в храмах молитва звучала в его сердце непрестанно.
Стихотворение «Отцы пустынники…» входит в незавершенный «Каменноостровский цикл», свидетельствующий о духовном самоуглублении поэта, видимо, предчувствовавшего, что скоро ему суждено предстать пред Судиёй всяческих. Отсюда и великопостные – покаянные и прощальные – мотивы. И действительно, услышать на земле молитву Ефрема Сирина в Великом посту следующего года, «рабу Божию Александру» уже не довелось. Пасха 1837 года была поздняя, 18 апреля (по юлианскому календарю), и Пост начинался 1 марта, а среда Сырной седмицы, когда впервые звучит в православных церквах эта молитва, приходилась на 24 февраля. Роковой выстрел у Черной речки гулко громыхнул в морозном воздухе четырьмя неделями ранее.
По знаменательному совпадению, А. С. Пушкин умер на другой день после памяти святого Ефрема Сирина, совершаемой Православной Церковью 28 января по Юлианскому календарю.
По материалам Азбука.ру и Милосердие.ру