Преподобные Кирилл и Мария Радонежские
31 января – день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик, которого назвали Варфоломеем. Как известно из его жития, уже в младенчестве будущий святой строго соблюдал постные дни.
Кирилл и Мария благочестиво проводили свою жизнь, трудясь и воспитывая в духе христианства своих детей. Но монголо-татарское нашествие и жестокий голод довели ростовского боярина до нищеты. И около 1328 г., когда Варфоломею исполнилось 15 лет, семейство переселилось из Ростовского княжества в княжество Московское — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.
По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».
По материалам сайта «Фома».